Идея программы

Учитывая высокий интерес граждан к практикам вовлечения населения в определение приоритетов бюджетных расходов на местном уровне по направлениям благоустройства и развития общественной инфраструктуры в Тверской области принято решение о внедрении механизма инициативного бюджетирования.

Основой практики инициативного бюджетирования является комплекс действий, выстроенный на основании последовательных процедур непосредственного участия граждан и предпринимательского сообщества в развитии общественной инфраструктуры, в том числе улучшение условий проживания и качества жизни населения.

Таким образом, с 2013 года на территории Тверской области стартовала Программа поддержки местных инициатив (ППМИ, Программа).

Программа предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для территорий муниципальных образований Тверской области проектов, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры поселений.

При этом отбор и реализация проектов в поселениях осуществляется при активном участии населения, что является отличительной особенностью ППМИ.

Главная ценность Программы состоит не в ее материальном эффекте – это отличная возможность для жителей попробовать себя в роли лидеров, хозяев своей земли, принять участие в решении первоочередных проблем. Главы муниципалитетов в данном случае выступают в качестве партнеров, что дает им возможность вести равноправный и открытый диалог с жителями, услышать своих земляков и поддержать их.

ППМИ также служит своего рода школой для органов местного самоуправления по качественному и эффективному решению проблем территорий. Поэтому ее развитию со стороны Правительства Тверской области уделяется особое внимание. Именно такое взаимодействие власти, местного самоуправления, жителей должно стать обычной практикой в решении любых вопросов.

Схема работы программы

На первом этапе проводятся собрания жителей муниципальных образований Тверской области. На собраниях жители определяют приоритетные мероприятия по развитию общественной инфраструктуры (это может быть ремонт водопровода или дороги, благоустройство дворовых территорий или установка детских и спортивных площадок, ремонт домов культуры и т.д.). Самое важное – на собрании определяется не только приоритетный проект, но и обязательный вклад населения в реализацию проекта. Таким образом, население становится полноправным участником процесса, в том числе в виде софинансирования.

На втором этапе местная администрация совместно с выбранной инициативной группой жителей готовят заявку, в состав которой входит проектно-сметная документация по проекту.

Все заявки поступают на проверку в Министерство финансов Тверской области, причем заполнение и проверка заявок ведется на портале в электронном виде на портале «ППМИ-Тверь», что позволяет оптимизировать процедуру их подачи.

Конкурс

Принятые и проверенные заявки попадают на конкурсный отбор. Отбор происходит по заранее установленным объективным критериям, в том числе оценивается социальный эффект проекта, вклад местных жителей (денежный и неденежный), привлечение спонсоров, активность участия местных жителей в собрании и т.д. Заявки, набравшие наибольшее число баллов становятся победителями конкурсного отбора и получают право на выделение субсидии из областного бюджета Тверской области.

Реализация

После подведения итогов конкурсного отбора местные администрации проводят конкурентные процедуры по определению подрядных организаций. Ход и качество работ по реализации проектов и их приемку осуществляют не только местные администрации, но и определенные на собрании инициативные группы жителей. По итогам завершения работ производится их финансирование за счет всех заявленных в конкурсной документации источников (население и спонсоры, местный бюджет, областной бюджет).

Праздничное открытие объекта, объявление благодарностей участникам завершает процесс участия поселения в Программе Поддержки местных инициатив.

Программа в числах

За период 2013 – 2019 гг. реализовано 1 300 проектов, в том числе:

- 1 122 проекта от городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Тверской области;

- 178 проектов от городских округов Тверской области.

Общая стоимость проектов за весь период реализации составляет 1 163,6 млн рублей, в том числе 310,6 млн рублей – средства местного бюджета муниципальных образований Тверской области.

В 2020 году к реализации запланировано 271 проект, в том числе:

- 182 проекта от городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Тверской области;

- 89 проектов от муниципальных округов Тверской области, городских округов Тверской области.

Общая стоимость проектов, запланированных к реализации в 2020 году составляет 233,5 млн рублей, в том числе 59,6 млн рублей – средства местного бюджета муниципальных образований Тверской области.

В нынешних условиях немаловажно, что ППМИ, с одной стороны, позволяет добиться повышения эффективности использования бюджетных средств, а с другой стороны, - повысить уровень гражданской активности, без чего невозможно улучшить качество жизни как в отдельном населенном пункте области, так и в регионе в целом.

Перспективы программы

Важно, что ППМИ в настоящее время является развивающимся и совершенствующимся механизмом. С 2017 года участвуют все округа. Таким образом, в ближайшее время ППМИ будет охвачена вся территория Тверской области.

Нововведение

С 2021 года предлагается закрепить приоритетные направления софинансирования в рамках реализации проектов, для которых будет установлен:

повышенный уровень софинансирования из областного бюджета в диапазоне от 50% до 90%;

повышающий коэффициент при осуществлении балльной оценки проекта.

Одновременно, в целях обеспечения вовлеченности муниципальных образований, предлагается распределить плановые объемы субсидии - установить лимиты на объем поддержки из областного бюджета для округов и районов исходя из: численности населения; коэффициента расселения; масштабности территории и численности населения, повышающего коэффициента для преобразованных муниципальных образований.

В целях обеспечения реализации эффективных проектов, в рамках использования лимитов будет закреплен минимальный проходной балл (планируется 79 баллов, по итогам проходного балла в 2020 году).

Последующее распределение средств (неиспользованный лимит) будет осуществляться в целом по проектам в рамках общего рейтинга по всем муниципальным образованиям.